[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 8 сентября, 2021 (изменено) ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТРАНСПОРТИРОВКА И ВЫБОР ПОЗИЦИИ 2. УСТАНОВКА И ГОРИЗОНТИРОВАНИЕ ОРУДИЯ 2.1 Установка орудия 2.2 Горизонтирование орудия 3. ПРИЦЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА 3.1 Перископическая панорама ПГ-1М 3.2 Механический прицел Д-726-45 3.3 Буссоль ПАБ-2М 3.3.1 Подготовка буссоли к работе 3.3.2 Работа с буссолью 4. НАВЕДЕНИЕ ОРУДИЯ 4.1 Горизонтальное наведение 4.1.1 Горизонтальное наведение орудия при помощи буссоли ПАБ-2М 4.1.2 Горизонтальное наведение орудия с привязкой к видимому ориентиру 4.2 Вертикальное наведение орудия 5. РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОЕ ЗАРЯЖАНИЕ 5.1 Подготовка заряда 5.2 Раздельно-гильзовое заряжание орудия ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Настоящее руководство описывает порядок проведения транспортировки, выбора позиции, горизонтирования, наведения и заряжания гаубицы Д-30 в аддоне усложнённой артиллерии WOG Advanced Artillery. В данном моде практически полностью реализованы прицельные приспособления Д-30, раздельно-гильзовое заряжание, а также буссоль ПАБ-2М на момент публикации материала. В ходе дальнейшей разработки мода соответствующие нововведения будут дополнены в статью. Данное руководство создано исключительно в образовательных целях для игры Arma 3 проекта Weekly Open Games. Не для применения в реальной жизни. Любое копирование и распространение на сторонние ресурсы возможно только с разрешения автора. Приятного чтения! РАЗДЕЛ 1. ТРАНСПОРТИРОВКА И ВЫБОР ПОЗИЦИИ К грузовым машинам, такие как Урал, Камаз, Газ-66, ЗиЛ, Прага, КраЗ, все БТРы и МТЛБ, есть возможность прицепить орудие и транспортировать его на желаемую позицию. Подойдите к орудию и выберите действие “Fold gun” в скролл-меню. Произойдет автоматическое складывание орудия. Сядьте в машину и подгоните ее максимально близко и ровно к орудию так, как показано на рисунке. Воспользуйтесь помощью своих товарищей, чтобы облегчить себе маневрирование. Подойдите к дульному тормозу гаубицы и выполните действие “Подцепить”. Дождитесь завершения прицепки орудия. Большая максимальная дальность стрельбы орудия позволяет выбирать позиции в глубоком тылу и вести огонь без риска попасть под обстрел. Как правило, позиция для стрельбы выбирается по следующим критериям: не должна быть открытой в передней полусфере ведения огня; не должна содержать препятствий (строений, деревьев и т.д.) в секторе стрельбы, которые могут помешать вести обстрел; должна быть достаточно ровной; иметь хороший обзор на дальние ориентиры в одной из полусфер (в основном в задней). РАЗДЕЛ 2. УСТАНОВКА И ГОРИЗОНТИРОВАНИЕ ОРУДИЯ После того, как на выбранную позицию будет доставлено орудие, должна быть произведена его установка и приведение к горизонту (горизонтирование). 2.1 Установка орудия Подгоните тягач на позицию, выйдите из машины и выполните действие “Отцепить” на месте прицепки орудия. Начнется процесс отцепки орудия от тягача. Как только он завершится, отгоните грузовик, чтобы не мешал. Подойдите к орудию и выполните команду “Unfold gun”. Произойдет автоматическая установка орудия. Правильная и неправильная установка орудия: Важно! Отцепляйте орудие только на ровном месте без препятствий или объектов, избегая коллизий. В противном случае есть большая вероятность орудию совершить суборбитальный полет. 2.2 Горизонтирование орудия Горизонтирование - это приведение всей гаубицы вместе со станинами к горизонту. Орудие необходимо горизонтировать для исключения бокового и/или продольного увода снаряда от нужной траектории. Вызов соответствующего меню осуществляется через ACE взаимодействие: Меню горизонтирования: Меню содержит два индикатора: продольный и поперечный уровень. Положение отметки (пузырька) на них показывает отклонение орудия от горизонтального уровня по продольной и поперечной осям соответственно. На текущем примере нос орудия опущен с небольшим правым креном. С помощью трех ползунков управления можно поднимать или опускать каждую из опор гаубицы. Крайнее левое положение ползунка соответствует полностью опущенной опоре. Для приведения орудия к горизонту, поднимайте или опускайте опоры так, чтобы отметки (пузырьки) на продольном и поперечном уровне были ровно по центру. Совет: в связи с особенностями физики в игре поднятие или опускание опор на очень небольшое расстояние не меняет положения орудия. Чтобы оно поменялось, нужно сесть за стрелка и немного повернуть ствол. В версии аддона 0.9.3 добавлена кнопка исправления зависания орудия. Воспользуйтесь ею, чтобы “обновить” физику. РАЗДЕЛ 3. ПРИЦЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА Гаубица Д-30 оборудована прицельными устройствами для стрельбы как с закрытых позиций, так и для работы прямой наводкой. Такими устройствами являются перископическая панорама ПГ-1М и телескопический прицел ОП-4М. Итак, рассмотрим более детально из чего состоит ПГ-1М, с помощью которого чаще всего выполняется наведение орудия из закрытых позиций непрямой наводкой. Барабан для перемещения оптической оси панорамы в вертикальной плоскости и шкала отражателя. Цена деления - одна тысячная (0-01). Перископическая головка панорамы с вращением в 360 градусов. Шкала угломера грубого отсчета. Цена деления - сто тысячных (1-00). Барабан и шкала угломера точного отсчета. Цена деления - одна тысячная (0-01). Пузырьковый уровень прицела в продольной плоскости. Окуляр панорамы ПГ-1М. Шкала прицела грубого отсчета. Цена деления - сто тысячных (1-00). Барабан и шкала прицела точного отсчета. Цена деления - одна тысячная (0-01). Дистанционный барабан прицела. Используется при стрельбе прямой наводкой. Имеет шкалы дистанций под различные типы снарядов. В игре не реализован. Телескопический прицел ОП-4М. 3.1 Перископическая панорама ПГ-1М Панорама ПГ-1М является оптическим прибором, состоящим из неподвижной части и поворотной визирной головки. Панорама закреплена в механическом прицеле Д-726-45. Так как данная военная техника уже значительно устарела, устройства наведения не имеют никаких спутниковых навигаторов, компасов и прочих современных технологий. Более подробно на тему наведения будет написано в разделе 4. Итак, зачем же нужна панорама и механический прицел? Панорама ПГ-1М измеряет углы в горизонтальной плоскости, а прицел - в вертикальной. На панораме поворотную головку (2) с оптикой можно вращать вокруг своей оси вместе с шкалой. Такая шкала называется кольцо угломера. Рассмотрим иллюстрации: Если повернуть головку панорамы так, что на кольце угломера (3) будет показывать значение 30, а на барабане (4) - 00, то это означает, что оптическая ось панорамы направлена вперед параллельно оси ствола и текущее значение угломера составляет 30-00. А теперь повернем головку, например, влево так, чтобы на кольце угломера показало 45, а на барабане - 00. Теперь оптическая ось панорамы направлена строго влево относительно оси ствола и значение угломера составляет 45-00. Также важно запомнить, что шкала угломера всегда относительна стволу, поэтому при повороте орудия значения угломера не изменяются. Поясняющее изображение: У вас вероятно уже возник такой вопрос - а что за углы такие 30-00 или 45-00, и почему они так записываются? В артиллерии, да и не только, не используют градусы по причине слишком большого класса точности. Вместо этого принято использовать систему тысячных угла. По стандартам стран НАТО единица системы называется mil и составляет 1/6400 окружности (~0,056 градуса). В СССР просто называется “тысячная” и составляет 1/6000 часть окружности (~0,06 градуса). Д-30 является советской техникой, поэтому на ней применяется 6000 система углов. Таким образом, 0 градусов равно 0 тысячных, 90 градусов = 1500 тысячных, 180 гр. = 3000 тыс., 270 гр. = 4500 тыс. Значение тысячных принято записывать через дефис, отделяя сотые значения от единичных. Например, 2756 тыс. = 27-56, 1275 тыс. = 12-75, 146 тыс. = 01-46. А теперь вернемся к угломерной панораме. Прильнув к окуляру, мы можем вращать головку панорамы влево или вправо для поиска различных ориентиров и целей. Для вращения используются клавиши Z (влево) и X (вправо). Представим, что спереди слева от орудия находятся два ориентира. Например, пусть будет водонапорная башня, а левее - телевышка. Не поворачивая сам ствол, найдем для каждого ориентира своё значение угломера и вычислим угол между ними и орудием. Итак, наводим перекрестие панорамы на водонапорную башню и считываем значение угломера. Получилось 32-35. Далее переносим панораму на второй ориентир - телевышку. Угломер 34-30. На рисунке схематически показано как это выглядит в горизонтальной плоскости. Теперь найдем угол между ними простым вычитанием одного из другого по модулю: | 3430 - 3235 | = 195, или 01-95. Эти навыки понадобятся в дальнейшем при наведении с использованием опорных точек привязки к местности. 3.2 Механический прицел Д-726-45 Механический прицел Д-726-45 предназначен для наведения орудия в вертикальной плоскости. Состоит из механизма установки угла прицеливания, шкалы грубого и точного отсчета, пузырькового уровня в продольной и поперечной плоскости, дистанционного барабана (не реализован в игре), механизма установки угла места (не реализован в игре на данный момент), механизма поперечного качания (не реализовано в игре). Угол прицеливания - это угол между осью прицела и осью ствола. Продольный пузырьковый уровень помогает выставить ось прицела параллельно горизонтальной плоскости земли (горизонту). Механизм установки угла места позволяет сместить пузырьковый уровень относительно оси прицела для задания дополнительных корректировок. Чтобы изменить значение прицела (угол прицеливания), воспользуйтесь клавишами PageUp (увеличить) или PageDown (уменьшить). Ценой деления шкалы грубого отсчета, так же как и на панораме, является сто тысячных, а точного отсчета - одна тысячная. Например, значение прицела 435 соответствует грубому значению “4” и точному - “35”. Рассмотрим подробнее кинематику работы прицела при вертикальном наведении: На первом рисунке изначально само орудие горизонтировано, прицел выставлен в 0, пузырек уровня находится в центре. Как видно на схеме, ось прицела параллельна оси ствола и параллельна горизонту. Теперь нужно выставить, например, прицел 300. С помощью клавиш PageUp PageDown выставляем требуемое значение. Подвижная часть прицела вместе с панорамой наклонится вперед и создаст угол, равный значению прицела между осями прицела и ствола. Пузырек уровня уйдет в противоположную сторону наклона. Последним шагом остается, работая механизмами вертикального наведения орудия, поднимать ствол до тех пор, пока пузырек уровня не выставится в центр и ось прицела не окажется параллельна горизонту. При выполненных условиях на рисунке 3, ствол будет наклонен на заданный угол к горизонту. Более подробно данная тема будет освещена в разделе вертикального наведения. 3.3 Буссоль ПАБ-2М Буссоль ПАБ-2М является вспомогательным прибором и не входит в прицельные устройства гаубицы Д-30. Артиллерийская буссоль ПАБ-2М - это геодезический прибор, предназначенный для определения магнитных азимутов и дирекционных углов, ориентирования орудий, измерения вертикальных и горизонтальных углов, засечки целей и разведки. Состоит из верхней и нижней части. В верхнюю часть (подвижную) входят: корпус отсчетного червяка (4, 7), шаровой уровень и монокуляр (1), вращающиеся относительно нижней части на оси основной шестерни. Вертикальная ось-шестерня с шаровой пятой, корпус установочного червяка (9) и ориентир-буссоль (6) составляют нижнюю часть, которая остаётся неподвижной после завершения ориентирования буссоли. На нижнюю утолщенную часть корпуса основной шестерни свободно надето угломерное кольцо (8), которое можно повернуть и установить на требуемый отсчёт. Выше угломерного кольца закреплено буссольное кольцо (5). Отсчёты с угломерного и буссольного колец снимаются по соответствующим указателям. Кратко о назначении каждой части: Вертикальная ось-шестерня с шаровой пятой объединяет все части буссоли. Неподвижно крепится к чашечке треноги. Корпус установочного червяка предназначен для ориентирования буссоли вдоль магнитного меридиана. Ориентир-буссоль (6) предназначена для отыскания северного направления магнитного меридиана. Внутри ориентир-буссоли на игле установлена магнитная стрелка. Корпус отсчетного червяка предназначен для измерения горизонтальных углов, магнитных азимутов направлений, наведения монокуляра на цель (ориентир, предмет). На правом конце корпуса отсчетного червяка закреплён буссольный барабан (4), на левом конце - угломерный барабан (7), который как и угломерное кольцо, можно повернуть и установить необходимый отсчёт. Отсчёты по буссольному кольцу складываются из отсчёта больших делений буссольного кольца по указателю (Б) и малых делений буссольного барабана, отсчитываемому от указателя с той же буквой. Аналогично производятся отсчёты для угломерного кольца (У). Монокуляр (1) представляет собой зрительную трубу, дающую прямое изображение. В корпусе монокуляра установлен механизм вертикальной наводки. На барабане (2) имеются шкалы делений от 0 до 100, оцифрованные чёрными и красными цифрами через каждые 0-10. Большие деления угломера нанесены на шкале отсчетной шайбы (3) закреплённой справа от монокуляра по три деления вверх и вниз от нулевого положения, при этом риски и цифры со знаком «-» имеют черный цвет, а со знаком «+» - красный цвет. Полный отсчет по шкалам механизма вертикальной наводки равняется сумме отсчета по отсчетной шайбе и шкалам барабана. Шаровой уровень служит для горизонтирования буссоли. Тренога предназначена для установки буссоли в рабочее положение. Перейдём к практике. 3.3.1 Подготовка буссоли к работе Установка буссоли на треногу Возьмите сложенную буссоль к себе в инвентарь (слот рюкзака) и подойдите на позицию, где собираетесь её поставить. С помощью ACE-меню взаимодействия с собой (Ctrl + WINDOWS) выберите команду “Установить буссоль ПАБ-2М”. Буссоль установится на треногу перед вами. Советую изначально выставлять треногу в направлении севера, либо переставлять уже в собранном виде через ACE-команду “Нести” для более удобного и быстрого ориентирования буссоли в дальнейшем. 2. Горизонтирование буссоли Для исключения ошибок в измерениях, связанных с неровной установкой треноги, буссоль необходимо горизонтировать (привести к горизонту). Для этого подойдите к буссоли и выполните команду “Горизонтировать” через ACE-взаимодействие (WINDOWS). Дождитесь завершения прогресс-полоски. После этого буссоль будет приведена к горизонту. 3. Ориентирование буссоли по северному направлению магнитного меридиана Для того, чтобы правильно определять магнитные азимуты на ориентиры и прочее, буссоль необходимо сориентировать по северному направлению магнитного меридиана (по северу). Первым делом займите место стрелка за буссолью. Войдите в режим оптики (ПКМ мыши) и с помощью кнопки “Num +” переключитесь на вид ориентир-буссоли (6). Обратите внимание на тонкую белую стрелку. Сейчас она отклонена вправо от центра. Это означает, что буссоль в данный момент не выставлена по северу и ее необходимо довернуть влево. С помощью стрелок (ВЛЕВО и ВПРАВО) на клавиатуре доверните буссоль влево, чтобы вывести стрелку в центр. Для более быстрого разворота используйте SHIFT+ВЛЕВО или SHIFT+ВПРАВО. Как только стрелка окажется ровно по центру (вровень с риской), буссоль будет сориентирована по северу и готова к работе. 3.3.2 Работа с буссолью Для начала попрактикуемся с определением магнитного азимута на ориентир. Перед этим убедимся, что буссоль готова к работе (пункт 3.3.1). Садимся за буссоль и с помощью ПКМ мыши переключаемся в режим оптики. Клавишами “NUM+” и “NUM-” можно менять встроенные виды. Остановимся на виде сетки оптики монокуляра. Наведём с помощью мыши монокуляр на ориентир (например, водонапорная башня). Поднятие и опускание монокуляра выполняется кнопками PageUp и PageDown. Цена деления вертикальной и горизонтальной шкалы сетки составляет 0-05. Сохраняя монокуляр неподвижным, переключимся на вид шкал буссоли (NUM+) и снимем показания магнитного азимута: Для снятия отсчета по магнитному азимуту воспользуемся черными шкалами (Б). Сперва посмотрим на значение грубого отсчета буссольного кольца. Отметка (Б) находится между делениями 3 и 4, поэтому нужно округлить до меньшего. В итоге, значение грубого отсчета составляет 3. Аналогично снимаем показания буссольного барабана. По отметке (Б) это значение составляет 16. Теперь складываем получившиеся значения. Так как цена деления буссольного кольца равна сто тысячных, поэтому 3 нужно умножить на 100. Итоговый азимут на ориентир составляет: (3*100) + 16 = 316 или 3-16 тысячных (~18,96 градуса). Более подробно практическое применение буссоли будет рассмотрено в разделе 4. РАЗДЕЛ 4. НАВЕДЕНИЕ ОРУДИЯ Как известно, для того, чтобы снаряд попал в цель, ему необходимо придать определенный вектор скорости. Такой вектор получается благодаря стволу и метательному заряду. Ствол позволяет снаряду начать свое движение с определенным направлением и возвышением. Закон баллистической траектории движения тела или тела, брошенного под углом к горизонту определяет угол прицеливания ствола. Существуют два этапа наведения орудия в цель: наведение по направлению (горизонтальное наведение) и наведение по углу прицеливания (вертикальное наведение). 4.1 Горизонтальное наведение Есть достаточного много способов наведения орудия по направлению. В текущем руководстве будет рассмотрено наведение орудия с помощью артиллерийской буссоли, наведение по основному направлению стрельбы, наведение с помощью вспомогательных вешек и орудийного коллиматора (пока не реализовано в игре). 4.1.1 Горизонтальное наведение орудия при помощи буссоли ПАБ-2М Главной идеей способа заключается параллельное построение направления буссоли и орудия на цель и взаимное визирование оптик при одинаковом значении угломеров. Скорее всего вы сейчас ничего не поняли, и это нормально, поэтому переходим к практике, чтобы более подробно разобраться в этой достаточно трудной теме. Разберем стандартный пример: есть одно орудие, одна мишень и буссоль. Расположим буссоль слева сзади от орудия на расстоянии приблизительно 30-50 метров и подготовим к работе (пункт 3.3.1). Почему слева сзади? Потому, что туда наилучший прямой обзор со стороны панорамы на буссоль, которому не препятствуют элементы конструкции орудия. Конечно, можно поставить буссоль с любой стороны, самое главное сохранить линию визирования между ними. Но все же хорошей практикой является установка буссоли слева сзади. Итак, буссоль установлена, отгоризонтирована и сориентирована по северу. Орудие разложено, отгоризонтировано и готово к работе. Мишень выставлена. Схематически все должно выглядеть так: Внимание! Схематический рисунок выполнен для наглядности. Масштабом и пропорциями пренебречь! Первым делом нужно определить азимут от орудия на цель. Определяется азимут по карте с помощью инструментов карты (транспортира), либо по координатам. Например, азимут 52-31 (в тысячных). Садимся за буссоль и крутим монокуляр так, чтобы выставить на буссольном кольце 52, а на барабанчике 31. Теперь буссоль “смотрит” параллельно линии “орудие - цель” и азимуту 52-31. На схеме синей стрелкой показано направление оптической оси буссоли. Пунктирными окружностями показаны шкалы для наглядности. Показания шкал: буссоль 52-31; угломер 7-69. 2. Следующим шагом необходимо выставить угломерную шкалу в ноль, не сбивая буссоль с азимута 52-31. Это нужно для того, чтобы потом можно было измерить угломер на панорамную головку прицела орудия от азимута 52-31. С помощью кнопок Z и X выставите угломерное кольцо и барабан по нулям, не сбивая показания буссоли. Используйте клавишу SHIFT для ускорения вращения угломера. У вас должно получиться так: буссоль 52-31; угломер 0-00. 3. С выставленным угломером в ноль, наведем монокуляр буссоли на оптику панорамы прицела орудия строго по вертикальной оси сетки буссоли. Снимем показания получившегося угломера: 42-66 (42 по кольцу, 66 по барабану). Запоминаем угломер. На этом работа с буссолью временно окончена. 4. Переходим к орудию. Командуем наводчику выставить получившийся угломер 42-66 на панораме прицела. После того, как наводчик выполнил команду, оптическая ось панорамы (зеленая стрелка) будет смотреть влево, как показано на схеме: 5. Заключительным этапом после установки угломера 42-66 на орудии наводчик должен довернуть само орудие так, чтобы оптическая ось панорамы была наведена на оптику буссоли. Как раз для этого важно ставить буссоль таким образом, чтобы ничто не перекрывало линию визирования “орудие - буссоль”, например, тело наводчика или защитный щиток. После доворота орудия на значительный угол, прицел орудия скорее всего сместится в оптике буссоли в сторону. Это связано с тем, что прицельные приспособления на орудии установлены в стороне от оси вращения ствола. Поэтому может наблюдаться параллакс. Достаточно заново навести монокуляр буссоли на оптику панорамы гаубицы, измерить новый угломер, выставить его на орудии и довернуть орудие на буссоль (действия №3, 4, 5). Эти действия повторять (обычно пару раз), пока буссоль и орудие не будут смотреть друг на друга с одинаковыми значениями угломера. Теперь попробуем разобраться на схеме в том, как мы только что навели орудие по нужному азимуту. Сначала были построены две параллельные прямые с нужным азимутом. Оптические оси буссоли и панорамы совмещены и образуют прямую, пересекающую две параллельные прямые. Из школьного курса геометрии известно, что углы, прилежащие к прямой, пересекающей две параллельные прямые, равны. Здесь и пригодился угломер буссоли. С помощью него мы определили угол (42-66), на который нужно выставить угломер орудия. Как результат, ствол выставлен параллельно прямой с азимутом 52-31. 4.1.2 Горизонтальное наведение орудия с привязкой к видимому ориентиру Наводиться каждый раз по горизонтали на цель с помощью буссоли не очень удобно и медленно, поэтому на практике ее применяют только для изначального ориентирования орудия по основному направлению стрельбы. Основное направление (ОН) стрельбы - это определенный дирекционный угол (истинный азимут), на который изначально выставляют ствол для дальнейшей привязки орудия к ориентиру. Такой угол для удобства обычно совпадает с направлением на ожидаемые цели, и, как правило, округляется до азимутов сторон света, например, север - 0, восток - 15-00, юг - 30-00 или запад - 45-00. Основной ориентир - это видимая из панорамы орудия референсная точка на местности, на которую наводят вертикальную ось сетки прицела. Такие ориентиры делятся на два типа: Естественные - удаленные (дальше 800 метров) ориентиры, которые имеют отчетливо видимые очертания с возможностью распознать их на большой дистанции, например, отдельно стоящее дерево, высокая труба, срез здания; Искусственные - специальные инструменты, которые идут в комплекте с орудием и выставляются вручную в пределах 10 - 100 метрах от орудия (орудийный коллиматор или вешки). После придания стволу основного направления (орудие выставлено по ОН), орудие «отмечают» по основному ориентиру, который выбирают или выставляют заранее. Отмечание орудия по основному ориентиру - это определение значения угломера панорамы, наведенной вертикальной осью на этот ориентир, оставляя направленным по ОН ствол. Зная то, на какой азимут повернут ствол и какое при этом значение угломера при наведенном прицеле на ориентир, можно применить формулу для расчета угломера панорамы для наведения на любую другую цель (азимут): У = УН + НЦ - ОН, где У - искомый угломер на цель, УН - угломер на точку наводки (ориентир), НЦ - азимут на цель, ОН - основное направление стрельбы. Если при вычислении формулы получается значение больше 6000, тогда из этого значения нужно вычесть 6000. Например, 7250 - 6000 = 1250 или 12-50. И также, если значение формулы получилось отрицательное, тогда к этому значению нужно прибавить 6000. Например, -458 + 6000 = 5542 или 55-42. Далее, на вычисленное по формуле значение выставляют угломер панорамы и, работая приводом горизонтального наведения, поворачивают ствол и наводят вертикальную ось сетки панорамы на ориентир. После этого орудие будет наведено на цель по горизонтали. Следует добавить, что для наведения на каждую новую цель достаточно лишь сложить три числа, выставить угломер панорамы и довернуть орудие на ориентир. Довольно просто, не так ли? А теперь перейдем к практике… Наведение с использованием естественных удаленных ориентиров 1. Будем считать, что орудие уже на позиции, установлено, отгоризонтировано и развернуто по основному направлению 45-00. 2. Находим удаленный ориентир и, не трогая ствол, поворачиваем головку панорамы (клавиши Z и X) и наводим вертикальную ось сетки на него. Например, я выбрал правый срез башни солнечной электростанции. Ориентир должен находиться как можно дальше от орудия не ближе 800 метров для минимизирования эффекта параллакса. В идеале это небесные светила. 3. После совмещения вертикальной оси сетки с ориентиром, прочитаем и запишем показания угломера панорамы: УН = 41-31. 4. На данном этапе орудие привязано к ориентиру по конкретному азимуту (основному направлению) и готово к работе: ОН = 45-00 УН = 41-31 Эти значения рассчитываются один раз при подготовке. Допустим, мы получили новое целеуказание. Рассчитаем азимут на цель с помощью карты или по координатам (любым способом). Например, азимут на цель получился 51-28, значит: НЦ = 51-28 5. Теперь все три значения ОН, УН и НЦ известны и мы можем вычислить искомый угломер на требуемую цель: У = 4131 + 5128 - 4500 = 4759 или 47-59 6. Полученное значение угломера 47-59 выставляем на панораме: Как мы видим, сетка панорамы “ушла” влево. 7. Теперь больше не трогая панораму, повернем ствол вправо (стрелки “влево” - “вправо” на клавиатуре по умолчанию) пока вертикальная ось сетки не будет совмещена с выбранным нами ранее ориентиром. Проконтролируем, что угломер выставлен правильно и вертикальная ось сетки наведена на ориентир. Теперь орудие наведено на цель по горизонтали с азимутом 51-28. 8. Для наведения на новую цель следует повторить пункты 4 - 7. ОН и УН вычислять уже не надо, так как это было сделано при подготовке. Наведение с использованием орудийного коллиматора Орудийный коллиматор применяется в ограниченных условиях видимости, либо при отсутствии естественных удаленных ориентиров. К каждому орудию Д-30 придается один коллиматор. Коллиматор представляет собой прибор, который проецирует специальную буквенно-цифровую сетку в бесконечность. По сути является идеальной точкой наводки: в неподвижном состоянии коллиматора проецируемая сетка всегда будет находиться на одном азимуте по отношению к оптике панорамы. 1. Сперва требуется правильно установить коллиматор перед орудием. Правила установки просты: от панорамы до коллиматора расстояние должно быть не меньше чем 4 метра, и не больше чем 16 метров. Это связано с оптическими особенностями коллиматора. Размещать коллиматор следует так, чтобы линия визирования между коллиматором и панорамой не перекрывалась конструкцией орудия. Обычно размещают слева, слева - сзади или спереди от орудия. 2. С помощью ACE-взаимодействия сначала горизонтируем, а потом наводим коллиматор (управление стрелками на клавиатуре) на оптику панорамы по мушке и целику. После окончания нажимаем Esc, чтобы выйти из режима наведения коллиматора. 3. Садимся за орудие. Ствол уже выставлен по основному направлению 45-00 (к примеру) и мы пока его не трогаем. Поворачиваем панораму на коллиматор и пытаемся совместить одноименные вертикальные линии сетки прицела и коллиматора. Если не удается ровно совместить эти линии, то возвращаемся к коллиматору и немного доворачиваем его вправо или влево, пытаясь добиться размещения сетки по центру и совпадения вертикальных линий. Лучший вариант делать это с помощником. Итогом этой процедуры должна быть эта иллюстрация: 4. Итак, мы навели панораму и совместили с сеткой коллиматора. Читаем и записываем показания угломера: УН = 39-12 С этого момента коллиматор больше нельзя трогать во избежание сбития наводки! 5. Дальше действуем аналогичным образом как и с естественными ориентирами: сначала находим азимут на цель, например, НЦ = 47-05. Потом, уже зная ОН (45-00) и УН (39-12), вычисляем угломер на цель по формуле: У = 3912 + 4705 - 4500 = 4117 или 41-17. 6. Выставляем полученное значение угломера и доворачиваем стволом на коллиматор, пока не будут совмещены одноименные вертикальные линии сетки прицела и коллиматора: Готово! Орудие наведено по азимуту цели. Для новой цели повторяем пункт 5 - 6. Наведение с использованием прицельных вешек Прицельные вешки представляют собой обычные прямые палки, которые вкапывают в землю недалеко от орудия в качестве точки наводки в количестве 2 штук. 1. Для начала нужно правильно выставить вешки. Схема достаточно простая: первая вешка ставится, например, в 25 метрах от орудия. Вторая вешка устанавливается на одной линии “Панорама ПГ-1М - Вешка №1 - Вешка №2” на таком же расстоянии только уже от первой вешки. Поясняющая иллюстрация: Не забываем горизонтировать вешки после их установки через ACE-взаимодействие, а также проверять дистанцию до орудия. Расстояние между вешками и орудием не должно быть слишком маленьким. Направление этой линии выбирается произвольно при условии сохранения линии визирования с панорамой. 2. Далее по аналогии с предыдущими методами наводим панораму на левый или правый срез вешек. Учтем, что орудие уже выставлено по основному направлению. Как видим, обе вешки находятся на одной линии, вертикальная ось сетки наведена на правый срез вешек. Читаем и записываем значение угломера точки наводки: УН = 49-12 3. Далее находим азимут на цель, пусть будет НЦ = 12-64, а основное направление ОН = 15-00. Рассчитаем по формуле угломер на цель: У = 4912 + 1264 - 1500 = 4676 или 46-76 4. Как обычно, выставляем угломер на панораме (46-76) и доворачиваем орудие на вешки. А теперь самое интересное: как только мы повернули орудие, прицел сместился в сторону, так как он находится сбоку от оси вращения ствола, поэтому теперь вешки не находятся на одной линии и мы наблюдаем эффект параллакса. Для компенсации этого эффекта наведем ствол так, чтобы дальняя вешка была строго посередине между вертикальной осью прицела и ближней вешкой как показано на рисунке: Теперь орудие наведено на цель по азимуту. Для большей наглядности предоставляю вашему вниманию видеоинструкцию по прицельным вешкам: Краткая демонстрация использования 3D прицела для наведения на цель: 4.2 Вертикальное наведение орудия Для того, чтобы снаряд долетел до цели, необходимо правильно установить угол прицеливания ствола. Угол прицеливания - это угол между осью ствола и горизонтальной плоскостью (горизонтом). Снаряд движется в пространстве по параболической траектории (на осколочно - фугасные снаряды не применяется сопротивление воздуха в игре) и подчиняется физическому закону тела, брошенного под углом к горизонту. С помощью формул этого закона генерируется таблица для стрельбы Д-30. Вертикальное наведение выполняется в несколько этапов: Первое, что нужно сделать - это рассчитать дистанцию от орудия до цели и их разницу высот. Дистанция рассчитывается по карте с помощью линейки или по координатам (теорема Пифагора). Разница высот определяется вычитанием высоты орудия из высоты цели. Высоты находятся по карте, ориентируясь по изолиниям рельефа. Итак, например, дистанция до цели будет составлять 7284 метров, высота цели 15 метров, высота орудия 16 метров. Разница высот: 15 - 16 = -1 метр. Следующим этапом следует выбрать правильный метательный заряд. Заряд необходим для придания начальной скорости снаряду. Более подробно про заряды будет описано в разделе 5. Заряд может быть шести видов: "полный", "уменьшенный", "первый", "второй", "третий", "четвертый" (от самого мощного к самому слабому). Каждый из них имеет разную мощность и, соответственно, сообщает снаряду определенную начальную скорость. Самый мощный заряд - “Полный”. Самый слабый - “Четвертый”. В зависимости от типа заряда и угла прицеливания ствола зависит дальность полета снаряда. Для каждого вида заряда в таблице стрельбы Д-30 рассчитана дистанция полета снаряда и угол прицеливания ствола в тысячных, а также поправка на разницу высот между орудием и целью. Выбирать заряд следует в зависимости от требуемой дистанции до цели. Например, чтобы выстрелить снаряд на 7284 метров, минимальным будет “второй” заряд, так как с ним максимальная дальность полета равна 7653 метров. Если брать “третий”, то его максимальная дальность составляет 5114 метров, что уже не подходит для требуемой дистанции. Но кроме “второго” заряда также можно стрелять и “первым”, “уменьшенным” и “полным”. Разница только в их начальной скорости снаряда и угла прицеливания орудия. Как правило, всегда выбирают минимальный заряд, у которого максимальная дальность больше чем дальность до цели. Подведя итог, для нашей дистанции 7284 метров мы выбираем “второй” заряд. Для того, чтобы определить значение прицела (угла прицеливания), найдем его по таблице стрельбы “второго” заряда для данной дистанции. Как видно по таблице, значения прицела записаны через каждые 50 метров. Значение 7284 находится между 7250 метров и 7300 метров. Как же тогда найти значение прицела для 7284 м.? Очень просто! Достаточно провести интерполирование дистанции 7284 между дистанциями 7250 и 7300 метров и их значениями прицела. Для 7250 м. прицел равен 594, а для 7300 - 604. Это означает что на 50 метров приходится 604 - 594 = 10 ед. прицела. Разделим эту разницу на 50 метров и найдем сколько приходится единиц прицела на 1 метр: 10 / 50 = 0,2 ед. прицела. Найдем разницу между требуемой и меньшей дистанцией: 7284 - 7250 = 34 метра. Умножим это значение на количество единиц прицела в один метр: 34 * 0,2 = 6,8 ед. прицела. Прибавим это к значению прицела дистанции 7250 м.: 594 + 6,8 ~ 601 ед. прицела. Это означает, что для дистанции 7284 м. прицел будет составлять 601. Чтобы расчет был более понятен, можно использовать формулу линейной интерполяции: Y = Y1 + (X - X1) * (Y2 - Y1) / (X2 - X1), где Y - искомое значение прицела, X - дистанция до цели, X1 и Y1 - меньшее значения дистанции и прицела, X2 и Y2 - большее значения дистанции и прицела. Подставив в формулу, получим: Y = 594 + (7284 - 7250) * (604 - 594) / (7300 - 7250) = 594 + 34 * 10 / 50 = 594 + 6,8 = 600,8 ~ 601. Введение поправки на разницу высот. В таблице стрельбы присутствует колонка с указанными поправками для каждого значения дальности. Значение поправки соответствует разнице высот в 100 метров. В текущем примере разница высот составляет всего 1 метр, цель ниже батареи, поэтому этой поправкой можно пренебречь. Но в рамках обучения рассчитаем, например, поправку для разницы в +45 метров (цель выше батареи). Возьмем поправку самой ближайшей дистанции по таблице. Это будет 7300 метров, поправка равна 27 ед. прицела на 100 метров высоты. Пересчитаем это поправку для 45 метров: 27 / 100 * 45 = 12,15 ~ 12 ед. прицела. Так как разница высот положительная, то есть цель выше батареи, эту поправку нужно прибавить к рассчитанному прицелу. Если цель ниже батареи, то поправку следует вычесть из значения прицела. Важно! Это применимо к значениям прицела меньше 750. Для прицела больше 750 эти действия следует выполнять наоборот. Итоговый прицел: 601 + 12 = 613 (цель выше). После того, как мы нашли итоговое значение прицела (601) и применили все поправки, необходимо выставить его на механическом прицеле Д-726-45. Сядьте за стрелка орудия, откройте прицел с помощью клавиши S, либо через скролл-меню. С помощью клавиш PageUp и PageDown выставите прицел 601. Затем с помощью клавиш СТРЕЛКА ВВЕРХ и СТРЕЛКА ВНИЗ поднимите ствол орудия так, чтобы выставить пузырек гидроуровня в центр. Если Вы выполнили все действия правильно, то орудие должно быть наведено корректно по углу прицеливания. Поздравляем! Краткая видео-демонстрация по горизонтальному и вертикальному наведению орудия: Спойлер РАЗДЕЛ 5. РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОЕ ЗАРЯЖАНИЕ Стрельба из гаубицы Д-30 ведётся выстрелами раздельно-гильзового заряжания с рядом переменных зарядов и осколочных, кумулятивных, дымовых и осветительных снарядов. Раздельно-гильзовое заряжание - это совокупность операций по введению боеприпасов в канал ствола при подготовке выстрела. В зарядную камору отдельно закладываются сначала снаряд, а затем гильза. Гильза представляет собой тонкостенный стакан, предназначенный для помещения метательного заряда, вспомогательных элементов к нему (пламегаситель и др.), средств воспламенения (капсюль, капсюльная втулка), а также обтюрации газов при выстреле. Гаубица может применять обширную номенклатуру снарядов: Осколочно-фугасный (ОФ-462) Противотанковый кумулятивный (3БК13) Дымовой (пока нет в игре) Осветительный (пока нет в игре) Управляемый (пока нет в игре) Агитационный (нет в игре) Метательный заряд в стальной гильзе поставляется в трёх вариантах: Полный Ж-9 Уменьшенный переменный Ж-10 Специальный Ж-8 (нет в игре, используется только со снарядом БП1) Выстрелы для гаубицы хранятся и транспортируются в укупорочных ящиках по два снаряда и заряда в каждом ящике. 5.1 Подготовка заряда Подготовкой заряда, установкой взрывателя и заряжанием в расчёте орудия обычно занимаются заряжающий и его помощник. Командир орудия даёт указания какой заряд подготовить для выстрела. Заряд выбирается исходя из расчетов командира батареи (см. 4.2). Подойдите к ящику и откройте его через ace-взаимодействие. Возьмите гильзу с зарядом к себе в инвентарь. Убедитесь перед этим, что у вас есть рюкзак и в нем достаточно места. Откройте меню подготовки заряда через ace-взаимодействие с собой. Выберите имеющийся у вас в инвентаре текущий заряд и требуемый заряд, который нужно подготовить. Внимание! Для стрельбы кумулятивным снарядом БК13 подходит только полный заряд. Нажмите кнопку «Подготовить». Дождитесь завершения прогресс-полоски. Подготовленный заряд вы сможете найти у себя в инвентаре. Для удобства можно выкладывать готовый заряд обратно в ящик и брать следующий. В реальности заряд представляет из себя набор пучков с порохом, уложенных в гильзу. Добавляя или убирая “мешочки”, можно менять силу заряда. Спойлер 5.2 Раздельно-гильзовое заряжание орудия Подойдите к ящику и откройте его. Возьмите снаряд к себе в инвентарь, перед этим убедившись, что у вас достаточно для него места в рюкзаке. Подойдите к орудию со стороны казённика. Через ace-взаимодействие «Открыть затвор» дёрните вниз рычаг механизма клинового затвора, чтобы открыть канал ствола. С помощью ace-взаимодействия «Зарядить снаряд» произведите введение боеприпаса в канал ствола. Возьмите ранее подготовленный заряд или подготовьте его (см. 5.1). Подойдите к казённику и через ace-взаимодействие «Зарядить заряд» произведите введение гильзы в канал ствола. После досыла гильзы клиновый затвор автоматически закроется, и орудие будет готово к выстрелу. При стрельбе необходимо соблюдать меры предосторожности. Во-первых, после выстрела затвор автоматически открывается для выброса отстрелянной гильзы - она может покалечить стоящего перед казёнником игрока. Поэтому важно, как и в жизни, не стоять при выстреле позади орудия. Однако не стоит находиться не только сзади от орудия, но и спереди. Ударная волна от выстрела может поранить и контузить человека. Как раз одним из предназначений защитного щита орудия и является поглощение этой волны при выстреле, не позволяющее причинить вред наводчику. Во-вторых, следите, чтобы в секторе стрельбы не было препятствий, которые может задеть снаряд. Особенно это касается малых углов прицеливания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данное руководство составлено исходя из собственного накопленного опыта и знаний, и может содержать ошибки в терминах или процедурах. По всем замечаниям или вопросам можно писать в этой теме или дискорде Lex#5127. Спасибо за внимание! Изменено 25 сентября, 2023 пользователем Lex 34 1 Otto, Boroda, neVALYAshka и 32 других отреагировали на это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Player 336 Жалоба Опубликовано 24 октября, 2021 (изменено) То же самое, но с помощью ориентиров и для нескольких орудий (параллельный веер). При правильных действиях может упростить и ускорить процесс. ОН - основное направление, НЦ - направление на цель. 1. Подготавливаем позицию. Горизонтируем орудие(я) и с помощью буссоли (удобнее всего ставить ее на 10-20м сзади по центру) выставляем их в ОН (то, в котором ожидается большинство целей). Если орудий несколько - выставлять их перпендикулярно ОН, чтобы обезопасить расчет от ранений из-за нахождения на линии огня. 2. Находим отчетливо видный ориентир на расстоянии более 400м, желательно чтобы он был виден для каждого орудия и не перекрывался стволом при поворотах и подъеме орудия (на 3-10 часов от орудия). Если таких нет - находим отдельные ориентиры для каждого орудия, центрируемся по ним панорамой и записываем значение угломера. Вычитаем из угломера ОН, записываем. 3. Вычисляем дальность, НЦ и разницу высот любыми средствами (линейка (6000), дагр, микродагр вектор). Считаем от центра огневой позиции, если несколько орудий. Если НЦ вычислено в милах (6400) - нужно конвертировать в тысячные: mil / 6400 * 6000 4. Считаем и выставляем угломер. К НЦ прибавляем разность ОН и угломера, посчитанную на втором этапе. Прицел поворачивается, возвращаем его на ориентир движением пушки. 5. Подбираем с помощью таблицы нужный заряд и траекторию в зависимости от дальности, закрытости позиции и цели. При пологой траектории возможны рикошеты (в момент рикошета будет эффект взрыва, но не будет урона), после чего снаряд взорвется дальше, чем нужно. При крутой траектории больше разброс, время полета, но проще делать поправки по высоте. 6. Считаем возвышение. Этот этап почти не отличается от наведения минометов. Для записей над зеленой линией (пологая траектория) поправку по высоте прибавляем, если цель выше и наоборот. Для записей под зеленой линией наоборот. 7. Выставляем возвышение кнопками PgUp-PgDown, поднимаем/опускаем орудие, выравнивая уровень. Проверяем наведение на ориентир, отсутствие объектов и людей на линии огня, заряжаем необходимый снаряд и заряд и стреляем. Не стоим за каморой во время отката и вылета гильзы. Не ставим ящики друг на друга, они сгорают. P.S. Основное направление и угломер на ориентир лучше подбирать круглыми числами, чтобы упростить расчеты. В идеале угломер и основное направление совпадут, или разница будет кратна тысяче. При использовании тысячных очень просто считать боковые поправки: на 1км смещение на одну тысячную в сторону отклонит снаряд на 1м, на 6км - на 6м и т.д. Кроме нативной перевозки присутствует рхсовская, которой можно перетаскивать пушку на небольшие дальности без транспорта http://www.rhsmods.org/w/towing Изменено 10 ноября, 2021 пользователем Player 1 Archer отреагировал на это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
crabe 10 350 Жалоба Опубликовано 24 октября, 2021 Сколько игроков советуете мискоделам выделять для работы с Д30 в случае с одной, двумя, тремя гаубицами? Включая ресурсы для транспортировки. Если можно, с обоснованием кто чем будет заниматься и почему эффективно будет именно так. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Player 336 Жалоба Опубликовано 24 октября, 2021 (изменено) @crabeЕсли не вдаваться в ирл и исходить только из игровых потребностей, то минимум - 3 человека на пушку + командир для всего отделения. Расчеты по возвышению и направлению делаются общие для параллельного веера, потому командир способен все считать сам. Если на каждую цель наводиться буссолью, то еще один человек на нее. 2 заряжающих из-за того, что надо готовить заряды и подносить ящики, на что уходит куча времени. На транспортировку я бы никого не выделял, если миссия не требует постоянного движения Изменено 24 октября, 2021 пользователем Player Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Alex Kelegen 1 Жалоба Опубликовано 30 апреля, 2022 Приветствую! В целом появление таких вещей как буссоли и артиллерийского прицела такого масштаба для взаимодействия заслуживает отдельного спасибо создателю мода. Было очень интересно разбирать взаимодействия как по-отдельности, так и в сборке с буссолью, рад что теперь на WOG'е и такой геймплей есть. Спойлер Замечания/вопросы: 1.) Цель 1км. При выстраивании ВИДИМЫХ (шкалы на прицеле) параметров прицела прямой наводки (Телескопический прицел ОП-4М ???) с помощью PageUp/PageDown, по логике вещей я ориентировался на горизонтальную линию и "двигал" её к значению "10". Заметил две вещи: 1. Прицел сбивается при каждом выходе из Д-30. 2. Шкала "ОФ|ПОЛН" Не соответствует действительности P.S. при тестах выяснилось что для стрельбы на 1000 метров для ОФ нужно выставить значение 24 на шкале. (погр. ~20-25 метров недолет) Очевидно использовалась полная гильза.2.) Появляется ли разница в поправках, если есть разница высот 30-50+ метров прямой наводкой? 3.) Способ с буссолью хороший, но время-затратный. Мне кажется легче навести орудие пару раз прожав через ACE "направить по компасу" по линейке(6000) на карте двигая орудие. 4.) Когда продолжение гайда?) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 1 мая, 2022 В 30.04.2022 в 07:44, Alex Kelegen сказал: В целом появление таких вещей как буссоли и артиллерийского прицела такого масштаба для взаимодействия заслуживает отдельного спасибо создателю мода. Было очень интересно разбирать взаимодействия как по-отдельности, так и в сборке с буссолью, рад что теперь на WOG'е и такой геймплей есть Спасибо! Надеюсь, что это не сарказм В 30.04.2022 в 07:44, Alex Kelegen сказал: Замечания/вопросы: 1.) Цель 1км. При выстраивании ВИДИМЫХ (шкалы на прицеле) параметров прицела прямой наводки (Телескопический прицел ОП-4М ???) с помощью PageUp/PageDown, по логике вещей я ориентировался на горизонтальную линию и "двигал" её к значению "10". Заметил две вещи: 1. Прицел сбивается при каждом выходе из Д-30. 2. Шкала "ОФ|ПОЛН" Не соответствует действительности P.S. при тестах выяснилось что для стрельбы на 1000 метров для ОФ нужно выставить значение 24 на шкале. (погр. ~20-25 метров недолет) Очевидно использовалась полная гильза.2.) Появляется ли разница в поправках, если есть разница высот 30-50+ метров прямой наводкой? 3.) Способ с буссолью хороший, но время-затратный. Мне кажется легче навести орудие пару раз прожав через ACE "направить по компасу" по линейке(6000) на карте двигая орудие. 4.) Когда продолжение гайда?) 1) Прицел ОП-4М - это реализация РХС. То, что он сбивается это скорее всего их косяк, но постараюсь поправить. Сетка прицела подходит только для куммулей. Для ОФ нужно перерисовывать сетку, поэтому пока пользуйтесь механическим прицелом и таблицей. 2) Прямая или полупрямая наводка отличается от непрямой только тем, что по горизонтали орудие наводится на цель напрямую визуально через оптику. По вертикали наведение происходит одинаково согласно исходным данным по дальности, а также разнице высот. Только при прямом наведении выставляют прицел ОП-4М на нужную дальность и наводят орудие по перекрестию, а при полупрямом используют механический прицел с установками уровня и угла прицеливания, используя оптику только для выставки орудия по горизонтали. 3) Вся идея этого мода - это избавиться от кнопки ACE "Направить по компасу" и реализовать самый реалистичный "симулятор" отдельной взятой страны арты. Если посмотреть на пункт 4.1.2, то можно увидеть, что руководство еще будет дополнено другими способами наведения по горизонтали. К тому же, забегая вперед, уже скоро будут добавлены другие инструменты помимо буссоли. Что касается буссоли, то данный прибор в основном служит для придания орудию точного направления, по сути заменяет компас. Зная выставленный азимут ствола, орудие привязывают к местности, например, к удаленному ориентиру или специальным устройствам (вешки или коллиматор), и буссоль больше не требуется. Все, что нужно выполнить для наведения на новую цель - это сложить три числа, выставить угломер прицела на полученный результат этого сложения и повернуть орудие так, чтобы вертикальная ось сетки прицела была наведена на ориентир. Так работают ИРЛ. В этом нет ничего сложного, и по времени при должной подготовке занимает не более минуты. Не обязательно быть топогеодезистом, чтобы использовать буссоль, достаточно прочитать это руководство, или посмотреть одно из подготавливаемых мной материалов для будущего обновления. 4) Гайд будет дополнен вышеупомянутым пунктом 4.1.2, а также будут предоставлены учебные видеоматериалы по грядущим нововведениям. Благодарю за внимание! 3 Alex Kelegen, Otto и ZAMPOLIT отреагировали на это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Alex Kelegen 1 Жалоба Опубликовано 3 мая, 2022 В 01.05.2022 в 22:33, Lex сказал: Спасибо! Надеюсь, что это не сарказм Ахахаха, нет конечно, мне на самом деле сильно понравился мод!) В 01.05.2022 в 22:33, Lex сказал: 2) Прямая или полупрямая наводка отличается от непрямой только тем, что по горизонтали орудие наводится на цель напрямую визуально через оптику. По вертикали наведение происходит одинаково согласно исходным данным по дальности, а также разнице высот. Только при прямом наведении выставляют прицел ОП-4М на нужную дальность и наводят орудие по перекрестию, а при полупрямом используют механический прицел с установками уровня и угла прицеливания, используя оптику только для выставки орудия по горизонтали. Спасибо что разъяснил!) А да, еще я не дополнил касательно наводки через механический прицел в прямой видимости цели(полупрямая наводка, верно?): Спойлер Цель 800 метров. В таблице прописаны параметры для снаряда ЗБК13, в котором в нескольких градациях расстояний показаны одни и те же значения для прицела (5-5, 6-6, 7-7-7), при попытке попасть при таких значениях - недолет 25+ метров, тем самым я решил что для ЗБК в данной стадии мода доступна только прямая наводка(и для ОФ полупрямая/не прямая соответственно). В 01.05.2022 в 22:33, Lex сказал: 3) Вся идея этого мода - это избавиться от кнопки ACE "Направить по компасу" и реализовать самый реалистичный "симулятор" отдельной взятой страны арты. Я как раз привел пример как к противнику способа через буссоль чтобы указать проблему, т.к. пока этот функционал есть(ACE наводка по компасу), наводка орудия по горизонтали производится до 15-30 секунд, после определения азимута до цели не выходя из Д-30(не доставляя неудобств даже при соло-геймплее), тогда как при использовании буссоли таких значений можно достичь только взаимодействуя в заранее обученной паре, не учитывая время на подготовку самой буссоли. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Alex Kelegen 1 Жалоба Опубликовано 3 мая, 2022 Идея сообщений выше (и ниже) - помочь такому амбициозному проекту, и, говоря за себя, я только рад буду разнообразности, вариативности в геймплее за артой. Арта - (субъективно) недооцененный геймплейно объект на виртуальных полях боя на WOG'е, такое умозаключение ко мне пришло, наблюдая что: 1. Отряды дают меньший приоритет, некоторые считают арт. расчет хуже инженеров. 2. Не все КС'ы дают ей штурмовую задачу*. P.S. речь о задачах которые взаимодействуют с планом/отдельными его частями: о "паутинах", использования дымов при штурме триггера/территории, обстрел примерной территории высадки и т.д. т.п. 3. Наблюдая последние игры и поспрашивая людей, оказывается что не всем нравится задача сидеть в углу карты ждать 00 метки от 10 до 30 минут, и, истратив БК, не доезжая ближайшего отделения 2 метра, увидеть *endgame_script.sqf*:username 0 kills (не говорится уже и о остальных фигурантов артиллерийского расчета). Социальное отношение + однотипный/малоФРАГовый геймплей привел к тому что и некоторые картоделы добавляют арт'у как некий объект для фетиша. Что-же.. Твой мод может решить (ЕЩЕ РАЗ - мои СУБЪЕКТИВНЫЕ!!!) проблемы с артиллерийскими расчетами. Поиграв пару раз на играх, и посидев неделю в редакторе и все равно каждый раз как в первый раз запустившим DCS, чувствуя неким ИРЛ'ным передовым артиллеристом, изучая формулы, прицел, буссоль, горизонтирование, раздельно-гильзовое заряжание, каждый раз занимаясь поиском хоть чем то похожим на гладкую поверхность молясь одновременно чтобы размеров опор хватило... Я за столько лет в арму так не кайфовал на самом деле. На играх это все еще с сопровождением адреналина, когда ты под огнем танка пытаешься перетащить орудие, перегоризонтировать его, найти где то в кустах снаряд, в других гильзу, перезарядив и снова ожидая когда же он появится пытаясь еще отработать по пехоте, которая уже в твоем лесу. Единственный мой страх - это если в конце-концов скажут что это все "душнилово" и зачем так играть. Д-30 сейчас это арта, которая ломает все что в радиусе 70 метров, и ранит в 120(краштест, редактор), и достаточно мощный анти-танк (абрамсу с выстрела в лоб способен выбить 2/3 экипажа в 70% процентов случаев). Спойлер Надеюсь, если совместно с картоделами выпустить несколько миссий, которые потенциально поставят акцент на Д-30 и отыграть их - может чуть больше игроков заинтересуются Д-30. Возможно стоит разброс (осколков!!!, снаряду я бы наоборот убавил разброс) бафнуть, или добавлять больше расчетов чтобы все таки думали как их использовать. Но опять же, кому как понравится. По личному опыту скажу: это вообще не страшная пушка, разобраться в ней легко, чтобы стрелять 1-2 вещи грубо запомнить и вот ты уже можешь ждать 00 для своей гвоздики на колесах.Гайд просто очень подробный, что и меня смутило в свое время, но на самом деле почти тот-же миномет абсолютно(только интереснее). Еще раз спасибо за мод, я даже как соло вариант симулятора готов играть, жду обновы) P.S. Где то на просторах YouTube валяется видос где какие то ребята умудрились внедрить в Шилку полностью рабочую РПК-2М из, походу, Sam Simulator'a в Арму - вот это уже не для слабонервных. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 26 мая, 2022 Руководство обновлено: Добавлен пункт 4.1.2 Горизонтальное наведение орудия с привязкой к видимому ориентиру 2 ZAMPOLIT и Archer отреагировали на это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Vitalya2006 0 Жалоба Опубликовано 17 июня, 2022 Всем привет! Парни, простите за глупый вопрос: а есть пошаговая инструкция как установить этот МОД на мою ванильную ARMA3 из стима в 2022 году? Неделю интернеты мучаю, страдаю, но результатов ноль. А так хочется именно в этот мод поиграть Спасибо вам большое, буду ждать Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 18 июня, 2022 В 17.06.2022 в 16:08, Vitalya2006 сказал: Всем привет! Парни, простите за глупый вопрос: а есть пошаговая инструкция как установить этот МОД на мою ванильную ARMA3 из стима в 2022 году? Неделю интернеты мучаю, страдаю, но результатов ноль. А так хочется именно в этот мод поиграть Спасибо вам большое, буду ждать Привет! Тебе нужно скачать сборку аддонов WOG. Инструкция по установке: Arma3Sync можно скачать отсюда: После скачивания и установки сборки, запускаешь Арму с аддонами. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Vitalya2006 0 Жалоба Опубликовано 19 июня, 2022 Lex, спасибо тебе огромное!!! Пришлось правда еще повозиться с тем, чтобы освоить дополнительно редактор EDEN (гаубицу поставить, врагов, ящики, освоиться с управлением ACE) Но Боже мой! Оно того полностью стоило!! Видел где-то, что планируется еще и магнитное склонение и прочее - я в восторге! Как по мне - мод интереснейший Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Kebezh 2 Жалоба Опубликовано 18 октября, 2022 жееесть чтоб пострелять с гаубицы пришлось скчачать 72 гб... 2 sup и BB_STOP отреагировали на это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nollin 0 Жалоба Опубликовано 6 января, 2023 Красавчик. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Dragblood 0 Жалоба Опубликовано 17 сентября, 2023 Добрый вечер. В редакторе карт не могу найти оснащение (Буссоль и т.д.) для гаубицы. Прошу приложить файл миссии к данному гайду, либо разьяснений по редактору карт, где найти доп оснащение и боеприпасы к гаубице. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 17 сентября, 2023 (изменено) 44 минуты назад, Dragblood сказал: Добрый вечер. В редакторе карт не могу найти оснащение (Буссоль и т.д.) для гаубицы. Прошу приложить файл миссии к данному гайду, либо разьяснений по редактору карт, где найти доп оснащение и боеприпасы к гаубице. Изменено 17 сентября, 2023 пользователем Lex Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Dragblood 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2023 Спасибо, надо также заметить, что найти буссоль и ящики со снарядами можно только в разделе "Реквизит", без выборки этого раздела по ключевому слову "Буссоль" найти эти инструменты нельзя. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Holy 0 Жалоба Опубликовано 22 сентября, 2023 А уже добавили новый прицел?Если да,то как поиграть с ним ,где скачать? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 23 сентября, 2023 16 часов назад, Holy сказал: А уже добавили новый прицел?Если да,то как поиграть с ним ,где скачать? Будет добавлено в ближайшее время. Следите за обновлениями сборки https://wogames.info/blogs/blog/4-obnovleniya-wog/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 25 сентября, 2023 (изменено) К модели Д-30 реализован полностью* функциональный 3D прицел (квадрант + панорама). Старый интерфейс прицела все еще доступен по кнопке "S" или через скролл-меню. Обновление доступно. Краткая демонстрация прицела и пример наведения: *В игре не реализован дистанционный барабан и механизм уровня (возможна реализация в будущем). Изменено 25 сентября, 2023 пользователем Lex 16 Archer, neVALYAshka, Senpaii и 13 других отреагировали на это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Holy 0 Жалоба Опубликовано 26 сентября, 2023 Классно, спасибо огромное, а на какую клавишу нажать чтобы двигалась шкала с значениями продольного уровня? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 26 сентября, 2023 9 часов назад, Holy сказал: Классно, спасибо огромное, а на какую клавишу нажать чтобы двигалась шкала с значениями продольного уровня? Механизм установки уровня в данный момент не функционален. Уровень = 30-00 по умолчанию. Возможно в будущем реализую, но если честно, в игре от него толку нет. Подойдет только для каких-нибудь "жестких" тренировочных отыгрышей расчетом или стрельбе прямой наводкой. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[WFA] Valour 19 Жалоба Опубликовано 26 сентября, 2023 (изменено) Когда поднимаешь высоко угол орудия, мешает тело стрелка, и это еще не потолок. Если оставить 2д прицел через "S" то думаю это не критично, однако если его убирать то нужно фиксить Изменено 26 сентября, 2023 пользователем Valour Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
[FRWL] Lex 431 Жалоба Опубликовано 27 сентября, 2023 18 часов назад, Valour сказал: Когда поднимаешь высоко угол орудия, мешает тело стрелка, и это еще не потолок. Если оставить 2д прицел через "S" то думаю это не критично, однако если его убирать то нужно фиксить У меня тело начинает мешать только при угле 10-40. С такой траектории стреляют довольно таки редко, например цель находится в очень гористой местности. Пофиксить конечно можно, но я не думаю, что сейчас могут быть сильные проблемы с выставлением значений прицела. Можно, например, чуть опустить ствол, чтобы было видно шкалы, выставить элевейшен и далее уже поднимать ствол для выравнивания по пузырькам. 1 Valour отреагировал на это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты